Несмотря на все меры правительства по избежанию дефицита нефтепродуктов, ситуация не улучшается. Участники рынка говорят, что становится только хуже и независимые операторы уже ищут возможность приобретения топлива за рубежом. В то же время розничные цены давно никто не сдерживает — еженедельно они прибавляют по несколько копеек, пишет РБК daily.
Последние несколько недель розничные цены на топливо плавно, но растут по 4—10 коп. за неделю. В дальнейшем этот рост продолжится, и их никто сдерживать не будет, считает директор по развитию и маркетингу центра «Кортес» Павел Строков. Кроме того, «Роснефть» на днях предупредила, что снижение цен на бензин, на котором настаивает ФАС, может обернуться его дефицитом на российском рынке. По мнению компании, единственный выход — продление обращения бензина Евро-2.
Несмотря на все меры, которые принимало правительство, ситуация на топливном рынке остается сложной. Президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша заявил, что дефицит нефтепродуктов на рынке ощущается еще больше, чем два месяца назад. «Ничего с тех пор не изменилось, стало только хуже. Во всех регионах есть дефицит топлива: где-то более остро, где-то менее», — говорит он.
По словам г-на Аркуши, сами нефтяные компании ввиду нехватки топлива начали закупать топливо для своих сбытовых предприятий на свободном рынке, а некоторые независимые операторы рассматривают возможность приобретения нефтепродуктов за рубежом. «Там бензин даже дешевле, чем у нас», — добавляет он.
Члены ассоциации неоднократно писали чиновникам письма с просьбой повлиять на ситуацию. Очередное письмо на имя премьер-министра Владимира Путина они намерены отправить сегодня.
В конце апреля ряд регионов столкнулся с нехваткой бензина: спрос значительно превысил предложение, что привело к росту цен в оптовом и мелкооптовом сегментах. Нефтяники под угрозой штрафных санкций ФАС не решились повышать стоимость в рознице, несмотря на рост мировых нефтяных котировок, но увеличили экспорт нефтепродуктов. Одновременно некоторые нефтеперерабатывающие заводы встали на плановый ремонт.
На этом фоне многим независимым операторам пришлось уйти с рынка. Эксперты считали, что причинами дефицита топлива стал ряд нерыночных мер, принятых правительством в феврале, а чиновники обвиняли нефтяников в сговоре.
Для решения проблемы государство повысило экспортные пошлины на бензин до 90% от ставки пошлины на нефть, продлило срок действия Евро-2, начало создавать систему резервирования нефтепродуктов на базе «Роснефтегаза» и приняло другие меры.
Продление срока обращения Евро-2 сгладит проблему, но не решит ее — потребность в бензине не исчезнет, считает Павел Строков. Он напоминает, что в августе плановые ремонты пройдут на некоторых заводах — в частности, установок по первичной переработке на Ново-Уфимском, Комсомольском, Киришском НПЗ.
Невелики объемы торгов и на биржевых площадках. По данным «Кортеса», на минувшей неделе на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже было продано 60,9 тыс. т бензина (+2,1 тыс. т к предыдущей неделе), из которых 40,1 тыс. т выставила ТНК-ВР (135 сделок) и 5 тыс. т — ЛУКОЙЛ (две адресные сделки). «Роснефть», «Газпром нефть», ТАИФ, «РуссНефть» бензин не продавали.
|