Минфин в следующем году может вернуться к механизму размещения государственных краткосрочных облигаций. Об этом сообщила замглавы ведомства Татьяна Нестеренко, выступая в Совете Федерации, передаёт «Интерфакс». Государственные краткосрочные облигации или сокращённо ГКО выпускались Минфином с 1993 года. В конце девяностых они стали основным источником финансирования дефицита российского бюджета. К середине августа 1998 года доходность ГКО достигала 140%, и правительство было вынуждено 17 августа объявить дефолт по ним, сообщает http://rusnovosti.ru со ссылкой на сайт газеты «Ведомости». "Эти инструменты разрабатываются, чтобы снизить риски неисполнения текущих обязательств в следующем году", - заявила сегодня Татьяна Нестеренко, как передает ТАСС. По словам Нестеренко, вопрос рассматривается с учетом необходимости в создании дополнительных инструментов размещения временно свободных средств. "С этого года мы создаем РЕПО overnight, размещение свободных средств бюджета на одну ночь. И, наверное, будем опять восстанавливать при необходимости инструмент ГКО", - сказала Нестеренко, добавив, что "когда ты имеешь возможность размещать средства на один день, нужно еще иметь возможность на очень короткое время занимать". Инструмент государственных краткосрочных облигаций начал работать в России с 1993 года. Бумаги на срок от трех месяцев до года выпускал Минфин для пополнения бюджета. Механизм ОФЗ - облигаций федерального займа на срок от 1 года - заработал с 1995 года. Рынок ГКО был ориентирован в основном на российских участников. Иностранные инвесторы могли работать с бумагами через уполномоченные банки и без права репатриации прибыли от операций с ГКО. Их доля на этом рынке к 1997 году составляла около 15%. В 1997 году -на фоне экономического кризиса в Азии и снижения цен на нефть - ситуация на финансовом рынке России осложнилась. И 17 августа 1998 года российское правительство объявило о техническом дефолте по ГКО и ОФЗ, начав реструктуризацию госдолга. Операции по ГКО с этого года были прекращены. "Это очень дорого. Поэтому многие страны выпускают краткосрочные бумаги. Но короткий долг опасен, потому что его надо рефинансировать, как это было в 1998 году. ГКО опасны тем, что могут перевернуть "пирамиду", - напоминает Александр Хандруев из Высшей школы экономики, который в 1992-98 годах занимал пост зампреда Центробанка. Но Белла Златкис уверена, что ситуации в 2014 году и 1998 году - "ровно противоположные, потому что сейчас госдолга практически нет". "Использовать ГКО можно только для одной цели: сглаживания колебаний ликвидности федеральной казны. Это не способ финансирования проектов, а способ сглаживания колебаний, что, конечно, хорошо понимают в Минфине. Поэтому, если внутри года существуют кассовые разрывы, то это очень правильный и нужный инструмент, его весь мир использует. Но сейчас казна размещает деньги на рынке, поэтому особого смысла занимать и одновременно размещать деньги на рынке я не вижу", - отмечает Златкис. Необходимо развивать наряду со средне- и долгосрочным долгом еще и краткосрочный, согласен Хандруев. "Вопрос в том, какая по ним доходность, и к каким последствиям это может привести. Можно ввести такое правило, что доходность не может быть выше 1-2 процентного пункта плюс инфляция", - считает он. Когда нет готовности занимать на больших ставках надолго, можно попытаться закрывать потребность в деньгах краткосрочными займами по более низким ставкам, добавляет главный экономист по России и Казахстану ING Дмитрий Полевой. Потенциальными участниками нового рынка ГКО он считает банки, включая специализирующиеся на рознице. "Спрос будет, но вопрос, какая цена", - заключил он.
|