Воскресенье, 24.11.2024, 00:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Эксплуатация оборудования котлов
Главная » 2018 » Август » 26 » Проект «Трубалтика» — «Дружба» через Великие Луки в Приморск
09:15
Проект «Трубалтика» — «Дружба» через Великие Луки в Приморск
-->

Владимир Путин вчера объявил на пресс-конференции, что поддерживает идею создания экспортных маршрутов нефти и газа, которые не будут проходить по территории третьих стран. Говоря о конфликте с транзитом российской нефти через Белоруссию, он заявил: «Я уже дал поручение правительству Российской Федерации, и «Транснефть» практически приступила уже к работе над планом расширения терминалов в Приморске дополнительно на 50 млн тонн нефти. И это существенным образом, хочу подчеркнуть — существенным образом, снизит нашу зависимость от транзитных стран». Источник, близкий к «Транснефти», утверждает, что речь идет о строительстве ответвления от нефтепровода «Дружба» с начальной точкой в районе Унечи Брянской области через Великие Луки в Приморск протяженностью около тысячи километров. Об этом проекте стало известно на прошлой неделе, а вчера в материалах Минпромэнерго, как сообщает Интерфакс, появилась информация, что решение о целесообразности строительства будет принято в течение этого года. Эксперты же неоднозначно оценивают инициативу перенаправить нефтеэкспортный поток. С одной стороны, говорят они, Россия и Европа, конечно, лишатся транзитного риска, связанного с амбициями Белоруссии. Однако с другой — существенно вырастет цена этой нефти и появится угроза экологии в регионе датских проливов и в районе Санкт-Петербурга.

Стремление как можно меньше зависеть от стран-транзитеров Владимир Путин объяснил следующим образом: «Ведь почему раньше не было вообще никаких проблем? Но мы же с вами хорошо понимаем: все эти транзитные маршруты — и по нефти, и по газу — какими были, где они проходили? Либо по территории нашего единого государства — Советского Союза, либо по территориям стран так называемого восточного блока. Вообще не было никаких проблем, конечно. А сейчас они возникли, потому что транзитные страны как бы осознали свою значимость и хотят получать соответствующие средства за транзит. Но мы и так платим 4,2 млрд долл. транзитным странам. И поэтому если эта цифра будет зашкаливать — а она, по нашему мнению, все-таки уже зашкаливает, — то мы конечно же будем искать пути прямых поставок. Для этого мы строим газопровод по дну Балтийского моря. Для этого мы будем расширять наши возможности по перевалке, скажем, нефти на северо-западе… Мы будем ускоренными темпами продвигать строительство с выходом трубопроводных систем на берег Тихого океана, с тем чтобы напрямую выйти на развивающиеся рынки Азии… Мы в Китай намерены строить, и будем это делать все равно… Мы проложили, как вы знаете, газовую нитку по дну Черного моря «Голубой поток». Думаем сейчас над тем, чтобы проложить вторую с возможным выходом потом либо в Южную Европу, либо в Центральную Европу, может быть, в Венгрию, может быть, в другую центральноевропейскую страну, возможно в Австрию либо в Италию, или в Израиль».

Строительство же нефтепровода вдоль границы с Белоруссией до Приморска, как считают эксперты, будет стоить 2-2,5 млрд долл. «Транснефть», судя по словам близкого к компании источника, пока воздерживается оценить этот проект, но обещает завершить расчеты через две-три недели. При этом сам порт Приморска, как говорит источник, уже сейчас может переваливать 110-115 млн тонн нефти в год. Вопрос только в трубопроводе. Сейчас его мощность составляет чуть более 65 млн тонн в год (но есть возможность с помощью специальных режимов транспортировать 74 млн). Именно поэтому мощность нового нефтепровода и была определена на уровне 50 млн тонн в год.

Однако весь вопрос в том, говорят эксперты, каким будет дальнейший маршрут российской нефти: во-первых, как к изменениям отнесутся нынешние покупатели сырья из «Дружбы», а во-вторых, насколько существующая морская инфраструктура готова к столь существенному увеличению перевозок. В этом году Россия намерена прокачать по «Дружбе» транзитом через Белоруссию около 80 млн тонн нефти. При этом в основном сырье поставляется на нефтеперерабатывающие заводы Германии (около 30%), Польши (25%), Венгрии и других стран. Примерно 12% (8,6 млн тонн по итогам прошлого года) идет в порт Гданьска. В случае если эти поставки будут перенаправлены в Приморск, транспортная составляющая для покупателей резко возрастает. По оценкам трейдеров, баррель нефти Urals (или, как теперь принято говорить, REBCO) подорожает в среднем примерно на 3 долл. Это ударит прежде всего по таким компаниям, как Total, Shell, ExxonMobil, PKN Orlen и Lotus. «Действительно, наши заводы в Германии очень сильно зависят от поставок нефти по «Дружбе», — заявил вчера «Времени новостей» представитель Total, которая закупает примерно пятую часть всего российского нефтеэкспорта. — Если условия поставок изменятся, мы будем изучать ситуацию на рынке, пока же прогнозировать что-либо преждевременно». Другие покупатели вчера были недоступны для комментариев.

При этом представитель одной из европейских трейдинговых компаний в разговоре с «Временем новостей» предположил, что гипотетически может даже сложиться ситуация, при которой окажется выгоднее закупать нефть в Иране: «Если Россия переведет нефть из трубы в море (т.е. будет осуществлять поставки не по нефтепроводу, а морским транспортом, то у всех компаний в Европе поломается вся экономика поставок. Ведь рост цены Urals из-за смены вида транспортировки никто в долгосрочные договоры — а транспортировка нефти по Европе обычно происходит на основе многолетних контрактов — не закладывал. Если России сейчас не удается договориться с Белоруссией и она готова пойти на практически неоправданное удорожание сырья, значит, иметь дело с этой нефтью становится рискованно». Кроме того, порт в Приморске зимой, бывает, замерзает. И если нефтяникам иногда удается переориентировать поставки с новороссийского направления на северо-западное, так как в Босфоре задержка судов сейчас, по их словам, составляет 22 дня и уже привела к убыткам, то в случае перевода части поставок по «Дружбе» в Приморск такой «переброс» сделать уже будет невозможно.

Но Владимир Путин на вчерашней пресс-конференции ответил на подобные опасения: «Я ничего не вижу плохого в том, что наши основные потребители в Европе говорят либо переходят к диверсификации своей энергетической политики. Нас это не пугает, потому что мы в свою очередь диверсифицируем пути доставки к различным потребителям и на различные рынки. Конечно, они нас маленько попугивают этим. Ведь когда мы слышим, что они будут диверсифицировать источники, то, значит, мы должны подумать о том, куда мы будем сбывать свой товар. Вот я и говорю, мы на Дальний Восток строим, мы в Китай намерены строить».

Впрочем, понятно, что от экспорта нефти в Европу Россия все равно не откажется — на восточном направлении будут задействованы месторождения Восточной Сибири, а переориентировать туда западносибирские абсолютно нерентабельно. Поэтому эти угрозы — как со стороны западных стран, так и со стороны России — можно расценивать лишь как своеобразный механизм политического торга. А раз поставки все равно будут продолжаться и при этом, как настаивает Россия, преимущество будет отдано морским путям, то вполне очевидно, что придется столкнуться с ограничениями пропускной способности датских проливов и экологическими проблемами.

Если объем перевалки в Приморске вырастет на 50 млн тонн нефти в год и вся эта нефть будет поставляться в Европу через проливы, то поставки через них возрастут на 17%, подсчитал эксперт одной из нефтетранспортных компаний. При этом количество проходов судов по проливу вырастет на четверть (сейчас около 6 тыс. проходов в год). Понятно, что Дания и Швеция, в которых вопросы экологии являются весьма серьезными, в отличие от России будут противиться такому развитию событий. Ведь там уже сейчас бывают столкновения танкеров. «По-хорошему и власти Питера тоже должны противиться этому проекту, — говорит эксперт, — ведь в случае увеличения перевалки в Приморске будет загружаться по четыре танкера в сутки. Это очень много для такого порта. И если произойдет хотя бы одно столкновение с разливом нефти — а с такой частотой это практически неизбежно, — то последствия будут более чем серьезные».

Поэтому скорее всего в таких условиях нефть из Приморска можно будет поставлять по морю лишь в тот же Гданьск и далее маршрутом «Дружбы». Но в этом случае, избавившись от транзитера под названием «Белоруссия», Россия укрепит позиции транзитера «Польша». Так что еще надо понять, стоит ли овчинка выделки. Пока с PKN Orlen удается договариваться, однако как этот концерн поведет себя в случае увеличения цены российской нефти (ведь она будет поставляться не по трубопроводу, а морем) — большой вопрос.

Так что вполне понятно, почему «Транснефть» заняла сейчас весьма осторожную позицию по вопросу строительства ответвления от «Дружбы» и не комментирует ситуацию — ей не могут быть не известны все «за» и «против» этого проекта. Правда, как сообщают информагентства, именно «Транснефть» предложила правительству этот маршрут в качестве одной из мер по снижению белорусского транзитного риска. Но это предложение было подготовлено весьма оперативно — во-первых, во время новогодних праздников, во-вторых, во время кризиса в отношениях между двумя странами, и в-третьих, почти сразу после того, как белорусская сторона во время обострения конфликта пообещала подать в суд лично на президента компании Семена Вайнштока. По материалам «Времени новостей»

Нефтепродукты на eOil.ru

Просмотров: 363 | Добавил: greenertol1970 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
| Главная |
| Регистрация |
| Вход |
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz